Александр Невский
 

Глава XХ

Небесное покровительство св. Александра над Русской землей. — Исцеления, полученные по молитве к св. угоднику

  Якоже в животе, тако и по преставлении сей чудный самодержецъ Александр не оставляетъ, не забываетъ свою паству, но всегда въ нощи и во дни снабдевая и заступая от враговъ видимыхъ и невидимыхъ, и вся благая подавая требующимъ.

(Степенная книга I, 374)

  Яко велие солнце явился еси, блаженне, вселенней, чудесы страшными просвещая весь мир!

(Служба св. Александру Невскому, конец XVI в.)

  Радуйся, скорый предстателю наш, егоже призываху отцы наши в нуждех и озлоблениих.
Радуйся, в борьбе с татары князю Дмитрию Донскому вспоможение явивый.
Радуйся, царю Иоанну на казанцы одоление исходатаивый.
Радуйся, исцеления многоразличныя всем подаваяй.

(Акаф., ик. II)

«Не оставил и после преставления блаженный Александр своей паствы, день и ночь о ней бдящий как живой, заступая ее от врагов видимых и невидимых. Отселе начинается ряд его посмертных подвигов, столь же светлых, как и во дни временной жизни», — говорит о чудесах св. Александра благочестивый описатель его жития. «То достойно внимания, что сей благоверный поборник земли Русской, всю жизнь подвизавшийся для ее спасения, действовал в том же духе и за пределами гроба, проявляя небесный покров свой в самые тяжкие годины испытания»1.

Прошло около ста лет после блаженной кончины Александра, и его надежды на лучшее будущее своего отечества блистательно оправдались: идя по пути, указанному великим предком, московские князья, при помощи самих татар, успешно действовали в смысле собирания и объединения сил русской земли. Вместе с тем, по мере возвышения Москвы, Орда ослабела вследствие непорядков, грозные признаки которых обозначились уже во время Александрово: в Орде сразу являлось по нескольку ханов, споривших за престол и свергавших один другого. Сыновья убивали отцов, братья — братьев-соперников, и ханы беспрестанно сменялись: во второй половине XIV столетия было десятилетие, в которое сменилось 15 ханов... Казалось, наставала для Руси великая пора освобождения от ига, когда наши князья должны были перестать ездить в Орду, возить дань и получать ярлыки. Праправнук св. Александра великий князь Димитрий Иоаннович стал собирать ополчение, и скоро вся Русь пришла в движение, ратники отовсюду стекались к Москве. Все ожило, встрепенулось, как будто проснувшись от долгого сна... Святые отшельники и в челе их преподобный Сергий возносили теплые молитвы к Богу и благословляли князя и воинство на великий подвиг освобождения. Как живой, воскресал в это время в памяти народной образ великого заступника земли Русской — св. Александра Невского. О, если бы он, как некогда против шведов, восстал теперь и явился в челе полков русских!!. Во Владимире, в обители Рождества Пр. Богородицы, в тиши ночного уединения, близ гроба Александрова, с 7 на 8 сентября 1380 года благочестивый отшельник повергается с пламенною молитвою к Богу и просит заступничества св. благоверного князя в тяжкой борьбе с притеснителями отечества. Молитва его услышана2: внезапно возжигаются сами собой свечи у гробницы св. князя... Из алтаря появляются два старца, озаренные небесным сиянием, и тихо приближаются к гробнице. Инок явственно слышит, как среди ночной тишины раздается голос старцев: «Восстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменник!» И как живой пред изумленными взорами инока восстал из гроба Александр... Затем все трое стали невидимы... «Подобало светлому витязю, столько пострадавшему в Орде, явиться на поле ратном в тот день, когда спасенный его смирением народ впервые подымал оружие против неверных»3. Дивное видение происходило как раз в ту достопамятную ночь, когда Димитрий Иоаннович готовился на утро в бой с полчищами Мамая, сбиравшегося разрушить храмы на Руси и искоренить христианство. Смиренный инок хотел было умолчать о видении, но, узнав точно о времени битвы и ее благополучном исходе, побоялся утаить о столь явном знамении небесного покровительства и обо всем рассказал митрополиту. Святитель с освященным собором немедленно отправился во Владимир. С молитвою приступили к могиле Александра и раскопали ее. Тело блаженного князя после 117 лет, истекших со времени его погребения, оказалось нетленным. В чувстве глубокого умиления и благоговения пред судьбами Всевышнего, прославляющего угодников, митрополит положил тело святого в раке поверх земли4. Последовавшие затем знамения прославили угодника: близ святых его мощей слепые получали зрение и ноги хромых укреплялись, расслабленным возвращались силы...

Прошло еще сто лет. Монгольское иго ослабло и наконец отпало, как отжившая скорлупа. Сама Орда развалилась на части, а судьбами объединенной Руси распоряжался могущественный самодержец великий князь Иоанн III Васильевич. Последним годом тяготевшего более двух столетий ига признается 1480 год. Более, чем когда-либо, надлежало вспомнить и всенародно прославить того, кто некогда поддержал жизнь умиравшего государства и обеспечил его будущую независимость. Не местное только, — всероссийское почитание приличествовало тому, кто больше всех потрудился «за землю Русьскую... и за все великое княжение живот свой отдавая»5... В 1491 году, во Владимире, мая 23-го, в понедельник, над храмом, где почивали св. мощи, «бысть ужасно видение, и страшно явление, и грозно знамение гнева Божия, им же наказуя нас Бог и от грех на покаяние приводя... Над каменною церковию Рождества Пречистыя Богородица славныя обители честнаго архимандритства, прямо чюдесныхъ мощей блаженнаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго, во иноцехъ же Алексея, отъ самого верха церкви тоя видеша необычно видение, яко облакъ легкий протязашеся или яко дым тонокъ извивался, белостию же иней чисть, светлостию же яко солнцу подобообразно блещася, идеже тогда въ тонкости и светлости облака того видеша подобие образа блаженнаго великаго князя Александра на кони». Святый князь явно для всех как бы удалялся на небо... «Людие же видевше сие великим страхом и ужасом одержими бяху и начата по всему граду звонити». В полдень произошел страшный пожар, испепеливший весь город с посадами. Народ, не находя нигде спасения, устремился к храму Рождества Пресв. Богородицы. Но и самый храм не уцелел: пламя охватило его и, проникши внутрь храма, истребило все... «Чудотворные же мощи святого и праведного великого князя Александра Ярославича, на них же аще и бысть видети нечто огненаго знамения, но обаче Богом тако сохранени быша, яко и пелена, иже бяше во гробе его, обретеся неврежена»6. Дивное и страшное событие во Владимире должно было обратить на себя внимание всей русской земли, тем более что при гробе св. князя продолжали совершаться разнообразные исцеления, привлекавшие многочисленных поклонников. Наконец воля Божия о всенародном прославлении угодника открылась с ясностью, не допускавшею более никаких колебаний. Прошло еще полвека после страшного владимирского пожара, и вот в 1541 году в пяток после вечерни (с такою точностью обозначено время события!) сама собою возгорелась свеча у гроба св. князя7 как бы в ознаменование того, что светильник не следует более оставлять под спудом, по слову Писания, но надлежит поставить на свещнике, да светит всему миру. Экклесиарх, видевший чудо, в простоте души погасил свечу, но рассказал немедленно о знамении архимандриту Евфросину. Архимандрит поспешил во храм и нашел свечу еще теплою. Столь явные знамения воли Божией не прошли бесследно: митрополит Макарий на соборе 1547 года предложил установить празднование св. блаженному князю Александру Невскому по всей России. Собор принял и подтвердил предложение8.

Царствование Грозного царя составляет знаменательную эпоху в истории вековой борьбы русского народа с азиатскими варварами: отселе начинается уже покорение варваров под власть России, — начинается великая миссия русского народа: внести в мир варварства, невежества и застоя не месть за прошлые обиды, не разорение, но блага христианской цивилизации и гражданского благоустройства. Пред оружием христианского государя первыми пали царства казанское и астраханское. Отправляясь в поход против Казани, Иоанн IV на пути остановился во Владимире и у гроба св. Александра Невского испрашивал небесной помощи против татар. Угодник Божий, как бы в знамение предстоявшего славного успеха, исцелил руку одного из спутников царя, Аркадия, который впоследствии написал и житие св. князя. Передадим об этом событии словами самого исцеленного. «Случися быти ту у целбоноснаго гроба блаженнаго и вел. князя Александра и мне грешнейшему и виде близ помосту церковного на гробе блаженаго малу скважню, и яко уразумети хотя, что есть скважня она, и вложих персты руки моея в скважню ту, и очютих яко в масть некую омочихъ руку мою, на ней же бяше струп некаков мал от многа времяни; и абие исторгнув от скважни руку мою, и чюяшеся на ней яко маслом маститом или яко миром благовонным помазати, и струпъ на ней не обретеся отъ дни того и доныне»9. Благодарный за столь явное знамение благоволения св. угодника, Иоанн вознамерился собрать сведения о чудесах св. Александра Невского, при ревностном содействии митрополита Макария10.

Между тем русскому народу и после освобождения от монгольского ига суждено было перенести еще много испытаний. По мере того как росло и крепло Московское государство извне, нравы народа, вместе с упадком просвещения, грубели и портились. Плачевными чертами изображают современные памятники состояние народной нравственности в XVI столетии. Самоволие, надменность и алчность сильных, притеснения бедных и сирот, коварство, лживость, себялюбие, жестокость, чувственность, «беспримерное беззаконие и неправда, каких не слыхать и у неверных», крайнее невежество и суеверия — вот в каких чертах изображается нравственное состояние русского общества XVI столетия. Кара Божия не замедлила: несчастная Ливонская война, опустошительные набеги крымского хана, прекращение царского рода, ужасы Смутной эпохи... Нашествие крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году было особенно губительно: страшный пожар опустошил всю Москву, причем погибло несколько сот тысяч народа. Хан возвращался домой с огромной добычей и множеством пленных. Не довольствуясь нашествием, Девлет-Гирей требовал обратно «своих юртов Астрахани и Казани». На следующий год татары готовились к новому нашествию. «Хочу венца и головы твоей!» — писал хан Иоанну...

Смиренный инок Антоний, долгие годы подвизавшийся во Владимире в обители Рождества Пресв. Богородицы, проводил бессонные ночи в молитве за отечество у гроба св. Александра Невского, прося заступника отечества оказать свою помощь царю против варваров. И вот — видит он: к вратам обители быстро приближаются двое светозарных юношей на конях. То были свв. Борис и Глеб. Став у гроба Александра, небесные посетители воскликнули: «Возстани, брат наш, благоверный великий князь Александр, да ускорим на помощь нашему сроднику царю Иоанну, ибо ныне предстоит ему брань с иноплеменными». Александр поднялся из гроба, и все трое удалились из храма. «Пойдем в соборную церковь Пресв. Богородицы, к сродникам нашим, великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, да возбудим и их с нами на помощь», — сказали св. заступники земли Русской, и быстро направились к соборному храму. В благоговейном изумлении, спешной стопой устремляется за ними и Антоний. Прежде других восстал из гроба Всеволод Великий, за ним — другие князья. Недолго продолжалось видение: семь заступников земли Русской, на конях, поднявшись на воздух, понеслись по направлению к Ростову и скрылись из вида, упоминая царевича Петра и вселяя бодрость в душу инока своими речами... Спустя немного времени Антоний услышал радостную весть, что хан, поднявшийся со всей своей ордой, потерпел страшное поражение на берегах Лопасни и с позором бежал из пределов России11.

Св. Александр Невский, при жизни своей проявлявший горячую любовь к людям, и по смерти явился не только небесным заступником своего отечества в трудных обстоятельствах, но не оставлял своей небесной помощью и тех, кто с верою и теплой молитвой прибегал к нему, «невидимо Христовы люди посещая и исцеления подавая богатно», и воистину «велий чудотворец явился российския земли»12.

Прежде других сделалось известным исцеление двух слепых женщин, получивших прозрение, после того как они, с верой и сокрушенным сердцем раскаявшись во грехах, просили предстательства св. князя пред Богом.

Несчастный с иссохшей ногой, потеряв всякую надежду на человеческую помощь, по молитве к угоднику, у самой раки его внезапно на глазах многих свидетелей получил исцеление и бодро встал на обе ноги.

Некто, по имени Леонтий, расслабленный руками и ногами, был окроплен св. водою от нетленных мощей св. князя и при молитве священника о нем получил исцеление.

Инок обители Рождества Пресв. Богородицы, по фамилии Красовцов, подвергся вследствие своего недостойного поведения небесной каре: долгие годы он лежал расслабленным, пока наконец с сердечной верой не воззвал к св. угоднику, и молитва его была скоро услышана: он получил исцеление.

Другой инок той же обители, по имени Давид, избавился по молитве к св. князю от постигшего его лютого недуга.

Боярский сын Истома Головин, тяжко заболев, уже отчаялся в жизни и ждал скорой смерти, но, будучи принесен к раке св. Александра, по вере его, внезапно выздоровел.

Из Пскова, где особенно жива была память о подвигах св. Александра Невского, привезен был во Владимир к мощам угодника боярский сын Симеон Забелин и по молитве получил исцеление.

В 1572 году владимирский гражданин, по имени Феодор, подвергшись ужасным припадкам, у врат Рождественской обители избавился от приражений духа злобы.

Из владимирского посада принесена была расслабленная и положена на ступенях близ св. мощей. Горяча была ее молитва к св. князю, который, явившись ей, взял ее за руку и воздвигнул от одра болезни.

Слепец из города Владимира, Давид Иосифов, однажды в день воскресный, во время чтения Евангелия, вдруг увидел свет и, взволнованный до глубины души блеснувшей надеждой на исцеление, с теплой верой прибег к небесной помощи. Окропленный св. водой близ раки св. князя, он совершенно прозрел.

У владимирского дворянина Максима Никитина был сын отрок Иоанн, немой и расслабленный. Родители с верою принесли его в Рождественскую обитель и положили у гроба св. князя: отрок получил исцеление.

В монастырской деревне Угрюмовой, Владимирского уезда, крестьянин Афанасий Никитин у себя дома подвергся припадкам сумасшествия, так что перестал узнавать родных и не принимал ни пищи, ни питья. Внезапно он начал просить, чтобы его отвели в обитель к мощам св. князя. На пути к его гробу он внезапно почувствовал себя здоровым и в сердечном умилении рассказал всем, что св. князь, сам явившись к нему, указал искать исцеления у его гроба. Это было 10 марта 1706 года.

Но возможно ли исчислить все благодеяния Божии, которые непрестанно и днесь и во веки изливаются на всех, притекающих с верою ко святым угодникам, по их небесному предстательству? Будем молить Господа о том, чтобы не оскудевала вера наша, святые же предстатели ваши пред Богом, по выражению церковной песни, по своей любви к нам, «к непрестанным цельбам тихо созывают, не хитростьми человеческими, ни обвязанием, но действом Св. Духа, душевное и телесное исцеление паче естества подавая»13.

Будем внимательны к этому тихому зову, не давая житейской суете заглушать его в душе нашей!

Примечания

1. Жития святых Российской церкви. Ноябрь. 274.

2. Степен. кн. 1, 374.

3. Жития святых Российской церкви. Ноябрь. 276.

4. «Стали копать место и обретоша честныя его мощи целы и тлению непричастны... Оттуду наипаче благоволением Божиим почаша от него бывати многа чудеса, и различна недужным исцеления... Вси, иже с верою приходящим к честней раце святых мощей его, слепии прозираху, хромии хождаху, беснии исцелеваху, разслаблении укрепляхуся, многоразличными болезнми одержими здравии бываху». Степен. кн. 1, 374. О чудесах и исцелениях см. в рукописных житиях, напр. Архивск. 280—286, также в «Житиях святых Российской церкви», в «Христианском чтении», 1852.

5. Новг. 1, 58. Воскр, 164.

6. Воскр. под 1491 годом. Степен. кн. II, 154—155. Рукописные жития.

7. Степен. кн. 1, 375. Рукописные жития.

8. Слов. ист. о церк. писат., т. II, 16. 1827.

9. Воскр. 221—222. Рукописные жития.

10. Степен. кн. II, 156—157. Рукописные жития.

11. Жития святых Российской церкви. Ноябрь. 278—280. Рукописные жития.

12. Служба 23 ноября.

13. Там же.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика